Амортизаторы передние и задние
Амортизаторы передней и задней подвесок
 |
1 – нижняя проушина;
2 – корпус клапана сжатия;
3 – диски клапана сжатия;
4 – дроссельный диск клапана сжатия;
5 – пружина клапана сжатия;
6 – обойма клапана сжатия;
7 – тарелка клапана сжатия;
8 – гайка клапана отдачи;
9 – пружина клапана отдачи;
10 – поршень амортизатора;
11 – тарелка клапана отдачи;
12 – диски клапана отдачи;
13 – кольцо поршня;
14 – шайба гайки клапана отдачи;
15 – дроссельный диск клапана отдачи;
16 – тарелка перепускного клапана;
17 – пружина перепускного клапана;
18 – ограничительная тарелка;
19 – резервуар;
20 – шток;
|
21 – цилиндр;
22 – кожух;
23 – направляющая втулка штока;
24 – уплотнительное кольцо резервуара;
25 – обойма сальника штока;
26 – сальник штока;
27 – прокладка защитного кольца штока;
28 – защитное кольцо штока;
29 – гайка резервуара;
30 – верхняя проушина амортизатора;
31 – гайка крепления верхнего конца амортизатора передней подвески;
32 – пружинная шайба;
33 – шайба подушки крепления амортизатора;
34 – подушки;
35 – распорная втулка;
36 – кожух амортизатора передней подвески;
37 – буфер штока;
38 – резинометаллический шарнир |
Амортизаторы передней и задней подвесок отличаются размерами, способом крепления
верхней части и наличием буфера 37 отдачи у переднего амортизатора, который
ограничивает ход амортизатора при ходе отдачи. Кроме того, передний амортизатор
имеет другие параметры рабочей характеристики.
Задний амортизатор состоит из резервуара 19 с проушиной, клапана сжатия (поз.
2, 3, 4, 5, 6, 7), рабочего цилиндра 21, штока 20 с поршнем 10 и клапанами отдачи
и перепускным и кожуха 22 с проушиной.
Резервуар 19 изготовлен из стальной трубы, к нижнему концу которой приварена
проушина 1, а в верхней части нарезана резьба для гайки 29. В выточку проушины
вставлен корпус 2 клапана сжатия в сборе с дисками клапана. Он поджимается к
выточке рабочим цилиндром 21. Кольцевое пространство между резервуаром и цилиндром
заполнено жидкостью. Внутри рабочего цилиндра расположен шток 20 с поршнем 10.
Поршень имеет вертикальные каналы, расположенные по двум окружностям. Каналы
на малой окружности закрываются снизу дисками 12 и 15 клапана отдачи, а на большей
– сверху тарелкой 16 перепускного клапана.
Клапан сжатия расположен в нижней части цилиндра. В корпусе 2 клапана выполнено
гнездо, к которому поджимаются пружиной 5 через тарелку 7 диски 3 и 4. Диск
4 дроссельный, имеет вырез, через который дросселируется жидкость при малой
скорости перемещения поршня. В нижней части корпуса клапана выполнена цилиндрическая
проточка и четыре вертикальных канала, а в обойме 7 шесть боковых и одно центральное
отверстия, через которые жидкость проходит из резервуара в цилиндр и обратно.
Сверху в цилиндр установлена направляющая втулка 23, которая уплотняется в резервуаре
кольцом 24, а выход штока – сальником 26 с обоймой 25. Все детали, расположенные
в верхней части цилиндра, поджимаются гайкой 29. В проушины амортизаторов запрессованы
Резинометаллические шарниры подвески 38.
ПРОВЕРКА АМОРТИЗАТОРОВ
Рабочая диаграмма амортизатора
А – усилие при ходе отдачи; |
В – усилие при ходе сжатия |
1. Для определения работоспособности амортизатора
проверьте на динамометрическом стенде его рабочую диаграмму. |
2. Рабочие диаграммы снимайте согласно инструкции,
прилагаемой к стенду, после выполнения не менее 5 рабочих циклов,
при температуре рабочей жидкости амортизатора 20±50° С, частоте вращения
маховика 60 мин–1 и длине хода штока 80 мм для переднего
амортизатора и 100 мм – для заднего. |
3. Кривая диаграммы должна быть плавной, а
в точках перехода (от хода отдачи к ходу сжатия) без участков, параллельных
нулевой линии. |
4. Оцените результаты по диаграмме. Сопротивление
хода отдачи при масштабе 47 Н (4,8 кгс) на 1 мм должна находиться
от нулевой линии на расстоянии А, равном: 21–28 мм для передних амортизаторов,
19–26 мм для задних амортизаторов. Наивысшая точка кривой хода сжатия
при том же масштабе должна находиться от нулевой линии на расстоянии
В, равном: 3,5–6,5 мм для передних амортизаторов; 4,5–7,5 мм – для
задних. Контрольные значения ординат на диаграммах передних и задних
амортизаторов заданы для холодных амортизаторов при температуре амортизаторной
жидкости 20±50° С. |
5. После проверки снимите амортизатор со стенда
и при необходимости переберите и замените поврежденные детали. |
6. Повторите испытание, чтобы удостовериться
в исправности амортизатора. |
|
РАЗБОРКА АМОРТИЗАТОРОВ
1. После наружной мойки закрепите амортизатор
в тисках. |
Внимание Для закрепления
амортизатора и его деталей в тисках применяются специальные губки
67.7824.9513-001.
|
2. Вытянув шток амортизатора до упора, отверните
гайку 29 (рис. Амортизаторы передней и задней
подвесок) резервуара ключом А.57034/R, выньте из резервуара рабочий
цилиндр 21 со штоком 20 и его деталями. Освободите резервуар из тисков
и слейте из него жидкость. Ключом 67.7824.9513–005 выньте направляющую
втулку 23 штока из рабочего цилиндра. Выньте из цилиндра шток в сборе
с поршнем и другими деталями и слейте жидкость. Осторожно, специальной
оправкой, выбейте из цилиндра корпус 2 клапана сжатия в сборе с деталями. |
3. Вложите шток с поршнем в губки, зажмите
в тиски и отверните гайку 8 клапана отдачи. Снимите поршень 10 с клапанами
(перепускным и отдачи), направляющую втулку 23, сальник 26, обойму
25 и другие детали. |
Внимание У амортизатора
передней подвески для удобства осмотра поверхности штока, прикрытой
кожухом, рекомендуется спрессовать кожух.
|
4. Разберите клапан сжатия, для чего снимите
обойму 6, а затем последовательно выньте из корпуса 2 пружину 5, тарелку
7 и диски клапана 3 и 4. |
5. Сборку амортизатора проводите
в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего:
– после сборки клапана сжатия убедитесь
в наличии свободного хода тарелки 7 и дисков клапана;
– обойму 6 напрессовывайте на корпус
2 специальной оправкой;
– клапан сжатия запрессовывайте в цилиндр
оправкой 67.7824.9513–004;
– для облегчения сборки деталей, расположенных
на штоке, используйте направляющую 67.7824.9513–003;
– дроссельный диск 15 переднего амортизатора
имеет три паза по наружному диаметру, а дроссельный диск заднего амортизатора
– шесть;
– пружина клапана отдачи переднего амортизатора
омедненная, заднего амортизатора – без покрытия;
– гайку клапана отдачи затягивайте моментом
9,8–14,7 Н·м (1–1,5 кгс·м);
– гайку резервуара затягивайте при полностью
выдвинутом штоке ключом 67.7824.9513.002 (момент затягивания 68,6–88,2
Н·м (7–9 кгс·м). |
|
ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ
1. Промойте бензином или керосином все детали
и просушите. |
2. Внимательно проверьте соответствие деталей
следующим требованиям:
– диски клапанов сжатия и отдачи, а
также тарелка перепускного клапана не должны быть деформированы; неплоскостность
тарелки перепускного клапана допускается не более 0,05 мм;
– рабочие поверхности поршня, поршневого
кольца, направляющей втулки штока, цилиндра и деталей клапанов должны
быть без задиров и забоин, могущих повлиять на нормальную работу амортизатора;
– пружины клапанов отдачи и сжатия должны
быть целы и достаточно упруги;
– диски клапана сжатия должны быть целы
и не иметь значительного износа;
– сальник рекомендуется при ремонте
заменять новым. |
3. Все поврежденные детали замените и приступите
к сборке амортизатора. |
|