Поршни и шатуны двигателя
Основные размеры поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец
ПОРШЕНЬ
Поршень изготовлен из алюминиевого сплава и покрыт слоем олова для улучшения прирабатываемости.
Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по высоте коническая. Поэтому измерять
диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу
и на расстоянии 52,4 мм от днища поршня. Основные размеры шатунно-поршневой группы
даны на рисунке.
Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в правую сторону
двигателя. Поэтому для правильной установки поршня в цилиндр около отверстия под
поршневой палец имеется метка “П”, которая должна быть обращена в сторону передней
части двигателя.
Поршни ремонтных размеров с 1986 г. для всех моделей двигателей изготавливаются
с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. До 1986 г. выпускались поршни
следующих ремонтных размеров: для двигателей 2101 и 2103 – с увеличением на 0,2;
0,4 и 0,6 мм; для 2105 – с увеличением на 0,4 и 0,7 мм.
ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Наружная поверхность верхнего компрессионного
кольца хромирована и имеет бочкообразную форму. Нижнее компрессионное кольцо –
скребкового типа (с выточной по наружной поверхности), фосфатированное. Маслосъемное
кольцо имеет прорези для снимаемого с цилиндра масла и внутреннюю витую пружину
(расширитель).
ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ
Поршневой палец – стальной, трубчатого сечения, запрессован в верхнюю головку
шатуна и свободно вращается в бобышках поршня.
ШАТУН
Шатун – стальной, кованый, с разъемной нижней головкой, в которой устанавливаются
вкладыши шатунного подшипника. Шатун обрабатывается вместе с крышкой, поэтому
при сборке цифры на шатуне и крышке должны быть одинаковы.
Как выпрессовать поршневой палец
Снимать палец необходимо на прессе с помощью оправки А.60308 и опоры с цилиндрической
выемкой, в которую укладывается поршень. Перед выпрессовкой пальца снимите поршневые
кольца.
Если снятые детали мало изношены и не повреждены, они могут быть снова использованы.
Поэтому при разборке их пометьте, чтобы в дальнейшем собрать группу с теми же
деталями.
Очистка поршня
Удалите нагар, образовавшийся на днище поршня и в канавках поршневых колец, а
из смазочных каналов поршня и шатуна удалите все отложения.
Тщательно проверьте, нет ли на деталях повреждений. Трещины любого характера на
поршне, поршневых кольцах, пальце, шатуне и крышке недопустимы и требуют замены
деталей. Если на рабочей поверхности вкладышей глубокие риски или они слишком
изношены, замените вкладыши новыми.
Как подобрать поршень к цилиндру
Расчетный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) составляет 0,05–0,07
мм. Он определяется промером цилиндров и поршней и обеспечивается установкой поршней
того же класса, что и цилиндры. Максимально допустимый зазор (при износе деталей)
– 0,15 мм.
Внимание
По наружному диаметру поршни
разбиты на пять классов (A, B, C, D, E) через 0,01 мм, а по диаметру отверстия
под поршневой палец – на три категории через 0,004 мм. Класс поршня (буква)
и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня.
Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, зазор превышает 0,15 мм, то необходимо
заново подобрать поршни к цилиндрам, чтобы зазор был возможно ближе к расчетному.
В запасные части поставляются поршни классов A, C, E. Этих классов достаточно
для подбора поршня к любому цилиндру, так как поршни и цилиндры разбиты на классы
с некоторым перекрытием размеров.
ЗАЗОР ПОРШНЯ И ПАЛЬЦА
Установка поршневого пальца
Поршневой палец должен устанавливаться простым нажатием большого пальца. |
Проверка посадки поршневого пальца
Палец запрессован в верхнюю головку шатуна с натягом и свободно вращается в бобышках поршня.
Внимание
По наружному диаметру пальцы
разбиты на три категории через 0,004 мм. Категория указывается цветной меткой
на торце пальца: синяя метка – первая категория, зеленая – вторая, красная –
третья.
Сопряжение поршневого пальца и поршня проверяют, вставляя палец, предварительно
смазанный маслом для двигателя, в отверстие бобышки поршня. Для правильного сопряжения
необходимо, чтобы поршневой палец входил в отверстие от простого нажатия большого
пальца руки (смотрите рисунок Установка поршневого пальца)
и не выпадал из бобышки (смотрите рисунок Проверка посадки
поршневого пальца), если держать поршень с поршневым пальцем в вертикальном
положении.
Выпадающий из бобышки палец замените другим, следующей категории. Если в поршне
палец третьей категории, то заменяется поршень с пальцем.
ЗАЗОР КОЛЕЦ ПОРШНЯ
Проверка зазора меду поршневыми кольцами и канавками
1 – поршневое кольцо; |
Зазор по высоте между канавками и кольцами проверяйте, как показано на рисунке, вставляя кольцо в соответствующую канавку.
Номинальный (расчетный) зазор для верхнего компрессионного кольца составляет 0,045–0,08 мм, для второго – 0,025–0,06 мм и для маслосъемного – 0,02–0,055 мм. Предельно допустимые зазоры при износе – 0,15 мм.
ПРОВЕРКА ЗАЗОРА В ЗАМКЕ
Зазор в замке поршневых колец проверяйте набором щупов, вставляя кольца в калибр, имеющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском ±0,003 мм. Для колец нормального размера можно применять калибр 67.8125.9501.
Зазор должен быть в пределах 0,25–0,45 мм для всех новых колец. Предельно допустимый зазор при износе – 1 мм. Если зазор недостаточный, запилите стыковые поверхности, а если повышенный – замените кольца.
ЗАЗОР ВКЛАДЫШЕЙ И КОЛЕНВАЛА
Измерение с помощью шкалы ширины калиброванной проволоки после сплющивания
1 – калиброванная проволока; 2 – вкладыш; 3 – крышка шатунного подшипника; 4 – шкала для калиброванной проволоки |
Зазор между вкладышами и шейкой коленчатого вала можно проверять расчетом, измерив
детали, или калиброванной пластмассовой проволокой для чего:
– тщательно очистите рабочую поверхность вкладышей и шатунной шейки и
установите группу шатун – поршень на шейке коленчатого вала согласно нумерации;
– поместите отрезок калиброванной проволоки на поверхность шатунной рейки,
установите крышку на шатун и затяните гайки моментом 51 Н·м (5,2 кгс·м);
– снимите крышку и по шкале, нанесенной на упаковке, по сплющиванию проволоки
определите величину зазора.
Номинальный расчетный зазор составляет 0,036–0,086 мм. Если он меньше предельного
(0,1 мм), то можно снова использовать эти вкладыши.
При зазоре большем предельного замените на этих шейках вкладыши новыми. Если
шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то вкладыши
замените ремонтными увеличенной толщины.
Толщина вкладышей шатунных подшипников, мм
Номинальная
|
Увеличенная (ремонтная)
| |||
0,25
|
0,50
|
0,75
|
1,0
| |
1,723
|
1,848
|
1,973
|
2,098
|
2,223
|
1,730
|
1,855
|
1,980
|
2,105
|
2,230
|
Цифры 0,25; 0,50 и т. д. указывают величину уменьшения диаметра шеек коленчатого вала после шлифовки.
МАССА ПОРШНЕЙ
Схема удаления металла с поршня для подгонки его массыПо массе поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга более, чем
на ±2,5 г.
Если нет комплекта поршней одной весовой группы, можно удалить часть металла на
основании бобышек под поршневой палец. Место съема металла указано стрелками на
рисунке.
Съем металла, однако, не должен превышать 4,5 мм по глубине относительно номинальной
высоты поршня (59,40 мм), а по ширине ограничивается диаметром 70,5 мм.
Сборка поршней и шатунов
Установка поршневого пальца на приспособление 02.7853.9500 для запрессовки его в поршень и головку шатуна
1 – валик приспособления; 2 – поршневой палец; 3 – направляющая; 4 – упорный винт |
Запрессовка поршневого пальца в верхнюю головку шатуна
1 – приспособление 02.7853.9500; |
|
КАК ПРОВЕРИТЬ ЗАПРЕССОВКУ ПОРШНЕВОГО ПАЛЬЦА
Собранный комплект поршень-палец-шатун, установленный на приспособление А.95615 для испытания на выпрессовывание пальцаыПосле сборки группы шатун-палец-поршень проверьте прочность запрессовки пальца с помощью динамометрического ключа и приспособления А.95615.
|
Посадка пальца в шатуне будет правильной, если после прекращения действия динамометрического
ключа и возвращения гайки в исходное положение стрелка индикатора возвратится
на ноль.
В случае проскальзывания пальца в верхней головке шатуна замените шатун новым.
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ НИЖНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА И ПАЛЬЦА
Проверка параллельности осей поршневого пальца и нижней головки шатуна
1 – собранный комплект шатун-палец-поршень; 2 – выдвижные ножи; 3 – упор; 4 – калибр |
Перед установкой собранной шатунно-поршневой группы на двигатель проверьте параллельность
осей группы специальным прибором.
Для проверки нижнюю головку шатуна (без вкладышей) центрируйте на выдвижных ножах
2, а на днище поршня установите калибр 4.
Набором щупов проверьте зазор между вертикальной плитой приспособления и вертикальной
плоскостью калибра на расстоянии 125 мм от угла или верхнего конца калибра (в
зависимости от того, чем он касается плиты – углом или верхним концом).
Зазор не должен превышать 0,4 мм. Если зазор больше, замените шатун.