Распределительный вал
Основные размеры распределительного вала и расточек в корпусе подшипников распределительного вала
![]() |
Распределительный вал – чугунный, литой, вращается на пяти опорах в алюминиевом
литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений
удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.
Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников распределительного
вала даны на рисунке.
На автомобилях ВАЗ выпуска до апреля 1982 г. устанавливались распределительные
валы с кулачками и опорными шейками, закаленными токами высокой частоты. С апреля
1982 г. устанавливались азотированые распределительные валы. С 1984 г. на валах
маркируется год выпуска. С 1985 г. устанавливаются распределительные валы с отбелом
кулачков; эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3-м и 4-м кулачками.
Проверка распредвала
На опорных шейках распределительного вала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников. На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде огранки. Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, помещенные на поверочной плите, и замерьте индикатором радиальное биение средних шеек, которое должно быть не более 0,04 мм. Если биение превышает указанное значение, то выправьте вал на рихтовочном прессе.
Разрез головки цилиндров по выпускному клапану
Клапаны приводятся в действие распределительным валом через короткие стальные рычаги 4. Рычаги качаются на сферической головке болта 7, которым регулируется зазор А между кулачками распределительного вала и рычагами. Привод распределительного вала осуществляется от ведущего шкива 4 коленчатого вала зубчатым ремнем. Этим же ремнем приводится и шкив 13 валика привода масляного насоса. Натяжение ремня регулируется с помощью натяжного ролика 7, который закреплен на кронштейне 11 и вращается на двухрядном шариковом подшипнике.
Привод изолирован от попадания масла тремя сальниками, охватывающими ступицы шкивов. Снаружи привод закрыт тремя пластмассовыми крышками: верхней, средней и нижней (смотрите рисунок Разборка передней части двигателя).
ЗАЗОР РЫЧАГОВ И КУЛАЧКОВ РАСПРЕДВАЛА
Проверка зазора между рычагами и кулачками распределительного вала щупом А.95111
![]() 1 – регулировочный болт; 2 – контрагайка регулировочного болта |
Зазоры регулируйте на холодном двигателе, предварительно отрегулировав натяжение ремня. После регулировки зазор должен быть 0,14–0,17 мм.
Последовательность регулировки зазоров в клапанном механизме
Угол поворота коленчатого вала
|
N цилиндра, в котором происходит такт сжатия (конец)
|
N регулируемых клапанов (кулачков)
|
0
|
4
|
8 и 6
|
180°
|
2
|
4 и 7
|
360°
|
1
|
1 и 3
|
540°
|
3
|
5 и 2
|
Регулировка
|
КОРПУС ПОДШИПНИКОВ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
Установка держателя сальника распределительного вала
![]() А – нижняя плоскость держателя; В – нижняя плоскость корпуса подшипников распределительного вала |
|