Распределительный вал


Основные размеры распределительного вала и расточек в корпусе подшипников распределительного вала


Распределительный вал – чугунный, литой, вращается на пяти опорах в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала. Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников распределительного вала даны на рисунке.

На автомобилях ВАЗ выпуска до апреля 1982 г. устанавливались распределительные валы с кулачками и опорными шейками, закаленными токами высокой частоты. С апреля 1982 г. устанавливались азотированые распределительные валы. С 1984 г. на валах маркируется год выпуска. С 1985 г. устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков; эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3-м и 4-м кулачками.

Проверка распредвала

На опорных шейках распределительного вала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников. На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде огранки. Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, помещенные на поверочной плите, и замерьте индикатором радиальное биение средних шеек, которое должно быть не более 0,04 мм. Если биение превышает указанное значение, то выправьте вал на рихтовочном прессе.

Разрез головки цилиндров по выпускному клапану


1 – головка цилиндров;
2 – выпускной клапан;
3 – маслоотражательный колпачок;
4 – рычаг клапана;
5 – корпус подшипников распределительного вала;
6 – распределительный вал;
7 – регулировочный болт;
8 – контргайка болта;
А – зазор между рычагом и кулачком распределительного вала

Клапаны приводятся в действие распределительным валом через короткие стальные рычаги 4. Рычаги качаются на сферической головке болта 7, которым регулируется зазор А между кулачками распределительного вала и рычагами. Привод распределительного вала осуществляется от ведущего шкива 4 коленчатого вала зубчатым ремнем. Этим же ремнем приводится и шкив 13 валика привода масляного насоса. Натяжение ремня регулируется с помощью натяжного ролика 7, который закреплен на кронштейне 11 и вращается на двухрядном шариковом подшипнике.

Привод изолирован от попадания масла тремя сальниками, охватывающими ступицы шкивов. Снаружи привод закрыт тремя пластмассовыми крышками: верхней, средней и нижней (смотрите рисунок Разборка передней части двигателя).

ЗАЗОР РЫЧАГОВ И КУЛАЧКОВ РАСПРЕДВАЛА

Проверка зазора между рычагами и кулачками распределительного вала щупом А.95111


1 – регулировочный болт;
2 – контрагайка регулировочного болта

Зазоры регулируйте на холодном двигателе, предварительно отрегулировав натяжение ремня. После регулировки зазор должен быть 0,14–0,17 мм.

Последовательность регулировки зазоров в клапанном механизме


Угол поворота коленчатого вала
N цилиндра, в котором происходит такт сжатия (конец)
N регулируемых клапанов (кулачков)
0
4
8 и 6
180°
2
4 и 7
360°
1
1 и 3
540°
3
5 и 2

Регулировка

1. Поверните коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения метки на шкиве распределительного вала с меткой на корпусе подшипников, что будет соответствовать концу такта сжатия в четвертом цилиндре. В этом положении регулируется зазор у выпускного клапана 4-го цилиндра (8-й кулачок) и впускного клапана 3-го цилиндра (6-й кулачок).

2. Ослабьте контргайку регулировочного болта рычага.

3. Вставьте между рычагом и кулачком распределительного вала плоский щуп А.95111 толщиной 0,15 мм и гаечным ключом завертывайте или отвертывайте регулировочный болт с последующим затягиванием контргайки, пока при затянутой контргайке щуп не будет входить с легким защемлением.

4. После регулировки зазора у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра последовательно поворачивайте коленчатый вал на 180 градусов и регулируйте зазоры, соблюдая очередность, указанную в таблице.

КОРПУС ПОДШИПНИКОВ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА

Установка держателя сальника распределительного вала


А – нижняя плоскость держателя;
В – нижняя плоскость корпуса подшипников распределительного вала

1. Закрепите корпус подшипников распределительного вала на приспособлении для сборки.

2. Смажьте моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала и установите его в корпус подшипников.

3. Прикрепите к корпусу подшипников упорный фланец и держатель с сальником, не затягивая гайки крепления.

4. Установите специальную оправку для центрирования держателя сальника относительно распределительного вала и, прижимая держатель сальника к упорам приспособления, затяните гайки крепления держателя. При этом будет выдержана непараллельность не более 0,15 мм нижней плоскости А держателя относительно нижней плоскости В корпуса подшипников распределительного вала.

5. Уберите оправку и прикрепите к распределительному валу шкив, не затягивая болт крепления.

Внимание
Болт крепления шкива распределительного вала должен устанавливаться на герметике по ТУ 6-10-1048-73 или герметике ТВ-1215 фирмы “Three Bond”.