ВАЗ-21055. Десять лет спустя

Запыленная «пятерка» подъехала к автозаправочной станции и, проскочив мимо длинной очереди легковушек, остановилась около заправляющихся дизтопливом КамАЗов. «Ребята, пустите без очереди — спешу!» Предвкушая злорадную хохму над «чайником», заливающим по ошибке солярку, дальнобойщики расступились и, собравшись в кружок, принялись смаковать комичную ситуацию. А легковушка, тем временем, получила желаемое количество солярки, вырулила на трассу, легко набрала скорость и растворилась в потоке машин...

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Дизельными двигателями на Волжском автомобильном заводе начали заниматься в конце 70-х годов: в качестве объекта дизелизации была выбрана Нива, под «характер» которой пытались подстроить дизели Perkins, Peugeot, FIAT, Elko и Sofim.

Параллельно поиску подходящего импортного мотора завод создавал и свой. В проектной документации он значился как BA3-341 и, начиная с января 1982 года, экспериментальный образец проходил испытания на машине ВАЗ-2101. Учитывая меняющийся модельный ряд, дальнейшие эксперименты решили проводить уже на «пятерке»: дизельную модификацию этого автомобиля окрестили ВАЗ-2105Д, а затем ей был присвоен индекс ВАЗ-21055.

Всего с применением дизельной силовой установки собственной конструкции на ВАЗе было собрано около двух десятков опытных автомобилей, часть из которых была предназначена для испытаний на производственной базе Центрального научно-исследовательского института топливной аппаратуры (ЦНИИТА). К сожалению, с отечественной топливной аппаратурой так ничего и не получилось, и вазовские дизели стали комплектовать продукцией из Европы.

Автомобиль ВАЗ-21055 прошел полный комплекс испытаний, включая климатические: штатное электрооборудование обеспечивало запуск при температуре —15 "С, а после установки более мощного стартера, 66-амперного аккумулятора и применения специального масла дизель пускался при температуре — 23 С.

Отметим, что аналогичный мотор был разработан и для Нивы. Он оснащался турбонадпувом и имел индекс 3411.

Были попытки установить дизель и на «восьмерку», но из-за больших проблем с вибронагруженностью работы были свернуты.

Несмотря на то, что ВАЗ21055 получился удачным, в 1988 году проект лег на полку: по разным причинам ВАЗ не мог в одиночку потянуть выпуск дизельных двигателей, а подходящего смежника найти не удалось.

Но, после долгого перерыва работы «реанимировали», и мотор ВA3-341 (доработанный с учетом некоторых замечаний) в настоящее время готовится к производству на АО Барнаултрансмаш.

Так что же из себя представляет вазовский дизель?

ЗАГЛЯНЕМ ПОД РУБАШКУ ОХЛАЖДЕНИЯ

По сравнению со своими бензиновыми собратьями по внутреннему сгоранию, дизель BA3-341 имеет иную конструкцию головки блока цилиндров. Отлита она из алюминиевого сплава. Седла клапанов и направляющие втулки изготовлены из специального легированного чугуна, а вставки камер сгорания — из жароупорного сплава. Клапаны здесь стоят вертикально (весь механизм газораспределения — от двигателя ВАЗ-2108), а рабочая поверхность кулачков распределительного вала упрочнена методом электропереплава. Распредвал, между прочим, вместе с водяным и топливным насосами приводится в действие плоскозубчатым ремнем.

ВАЗ-21055. Некоторые технические харатеристики (данные производителя)

Снаряженная масса, кг

1020

ДВИГАТЕЛЬ

Модель Тип

Диаметр цилиндра/ход поршня, мм Число цилиндров Рабочий объем, куб: см Степень сжатия

Мощность, ГОСТ, кВт/л. с./об/мин Момент, ГОСТ, Нм/об/мин

ВАЗ-341

вихрекамерный дизель

76/80

4, вряд

1452

23

40,4/54,9/4800 90,0/2500

ТЕМПЕРАМЕНТ

Максимальная скорость, км/ч Время разгона 0—100 км/ч, с

127 25

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Расход топлива, л/100 км при 90 км/ч городской цикл

6,1 7,2

Блок цилиндров дизельного двигателя оснащен элементами крепления топливного насоса высокого давления, привода вспомогательных агрегатов и защиты зубчатого ремня. Кроме того, в конструкцию отливки (ее прототип — блок BA3-2103) ввели изменения с целью увеличить жесткость.

Поршень алюминиевый, с упрочненной канавкой под компрессионное кольцо, а шатун имеет втулку под «плавающий» палец.

Коленчатый вал двигателя — чугунный, от мотора BA3-2103, но с более жесткими допусками на разброс ходов по цилиндрам.

Топливная аппаратура позаимствована у фирмы Bosch. Дабы исключить запарафинивание элемента фильтра тонкой очистки топлива при низких температурах, в системе имеется электроподогрев.

Как мы уже упомянули, в электрооборудовании автомобиля ВАЗ-21055 есть свои особенности. Естественно, отсутствует система зажигания — дизелю она просто не нужна. Мощность стартера увеличена до 1,9 кВт, а емкость аккумуляторной батареи составляет 6о Ач. Кроме этого, для облегчения холодного пуска двигатель BA3-341 оснащается калильными свечами, режим работы которых контролируется электронным блоком.

Для создания разрежения, обеспечивающего функционирование вакуумного усилителя тормозов, на дизеле установлен вакуумный насос.

ВАЗ-21055 ГЛАЗАМИ ВОДИТЕЛЯ

Если двигатель не прогрет, то после поворота ключа в замке зажигания в первое положение требуется сделать паузу и дождаться, когда погаснет контрольная лампа свечей накаливания.

Пускается двигатель мгновенно, с первого оборота коленчатого вала, безо всяких «чиханий» и натужного воя стартера, причем сразу работает удивительно ровно и устойчиво. По сравнению с бензиновым мотором, на холостом ходу дизель более шумный и издает жесткие звуки.

Трогаемся. Плавная работа сцеплением позволяет сдвинуть машину с места без увеличения подачи топлива, двигатель при этом «ни сном, ни духом» не реагирует на нагрузку.

По мере прогрева его работа становится мягче, однако, характерное постукивание все-таки остается.

У этого мотора непривычно плавные и «размазанные» во времени переходные реакции: при добавлении или резком сбросе газа создается впечатление, будто педаль акселератора соединяется с топливоподающей аппаратурой длинной резинкой. Такое поведение настраивает водителя на размеренную и спокойную езду.

Поездив по городу, мы выяснили, что дизель совершенно спокойно относится к езде на четвертой передаче со скоростью 40 км/ч, а марш-бросок по трассе дал оценку тяговым характеристикам: тянет себе и тянет моторчик, словно не чувствуя подъемов.

А если пришпорить?

Резкий старт не впечатляет. Двигатель совсем не хочет крутиться и уже на четырех с половиной тысячах оборотов «вянет», намекая на необходимость включения следующей передачи.

В общем, этот автомобиль не для спортивной езды. Дизель, как говорится, он и в Тольятти дизель. Но машина с таким мотором — просто находка для тех, кто предпочитает неторопливый, академический стиль вождения. «Пятерка» с дизелем способна простить водителю многие ошибки: неправильно выбранную передачу, резкое включение сцепления, нескоординированную работу педалями. Это очень практично и безопасно для новичков.

Короче говоря, спокойный и очень добродушны! автомобиль.

Вскоре мы планируем подробно рассказать о возможных путях «дизелизации» вазовских автомобилей

П. АБСОЛЮТОв Фото автора