Данная статья носит общеинформационный характер и не относится к конкретной марке А/М


Клеи исползуемые в автомобильной промышленности

Промышленные клеи выпускают на основе хлоропренового, бутадиен-нитрильного, натурального каучуков и их производных: хлоркаучука и циклокаучука.

Они применяются для соединения между собой неметаллических материалов либо неметаллических материалов с металлическими деталями. В производстве и при ремонте транспортных средств используются, как правило, хлоропреновые клеи. Они дают швы с высокой адгезией и устойчивые к воздействию масел и воды.

Среди клеев, выпускаемых на базе хлоропренового каучука, особого внимания заслуживает клей бутапрен М-40, бутапрен М-20 и бутапрен Л .

Бутапрен М-40 — это раствор хлоропренового каучука с добавлением бутилфенолформальдегидной и кумароновой смол, а также активных минеральных наполнителей в смеси бензина и толуола. Клей представляет собой липкую непрозрачную жидкость молочно-кофейного цвета либо по желанию потребителя черного. Он содержит 36—40% сухого остатка и имеет вязкость 170—270 с.

Основное свойство, выделяющее бутапрен М-40 среди других каучуковых клеев, состоит в том, что он не оставляет пятен на покрытиях меламиновой эмалью и оставляет весьма незначительные пятна в соответствии с эталоном на поверхности, покрытой эмалью нитро-комби. Клеевой слой не замерзает при температуре до —30° С.

Бутапрен М-40 предназначен для склеивания материалов, перечисленных в табл. 72, при комнатной температуре. При соединении резины с металлами он обеспечивает прочность на отрыв не менее 1 МПа, а на отслоение не менее 1,8 кН/м.

Бутапрен М-20 — это раствор хлоропренового каучука с добавлением бутилфенолформальдегидной смолы и активных минеральных наполнителей в смеси толуола, экстракционного бензина и этилацетата. Липкая непрозрачная жидкость однородной окраски содержит 19—23% сухого остатка и имеет вязкость 100—180 с.

Как и бутапрен М-40, этот клей не оставляет пятен на меламиновой эмали и оставляет весьма незначительные пятна в соответствии с эталоном на эмали нитро-комби.

Он служит для склеивания тех же материалов, что и бутапрен М-40, когда требуется меньшая вязкость клея, и в соединениях резины с металлом обеспечивает прочность на отрыв не менее 0,5 МПа.

Бутапрен Л-40 — это раствор хлоропренового каучука с добавлением бутилформальдегидной и кумароновой смол, активных минеральных наполнителей и стабилизатора в смеси бензина и толуола. Вязкая непрозрачная жидкость однородной окраски содержит 36—40% сухого остатка и имеет вязкость 150—270 с.

Он предназначен для склеивания материалов, перечисленных в табл. 72, при комнатной температуре и в соединениях резины с металлом обеспечивает прочность на отрыв не менее 1,3 МПа, а на отслаивание не менее 2,5 кН/м. Этот клей оставляет пятна на окрашенном металле.

Добавляя в клеи типа бутапрен отвердитель класса изоциа-натов, например десмодур Р, в количестве около 5% можно значительно улучшить термостойкость клеевого шва.

Таблица 72

Диапазон использования клеев бутапрен

Склеиваемые материалы

Склеиваемые материалы

1

Металл—резина на пол

13

Металл с грунтовкой—

2

Металл—уплотнительная резина

14

резина на пол Металл с грунтовкой—

3

Металл—кожа

уплотнительная резина

4

Металл—ПХ В

15

Металл с грунтовкой—ПХВ

5

Металл—войлок

16

Металл с грунтовкой—кожа

6

Дерево—резина на пол

17

Металл с грунтовкой—

7

Дерево—уплотнительная резина

18

войлок

Металл лакированный—

8

Дерево—кожа

уплотнительная резина

9

Дерево—ПХВ

19

Металл лакированный —

10

Дерево—войлок

ПХВ

11

Стекло—уплотнительная резина

20

Металл лакированный — кожа

12

Стекло—войлок

21

Металл лакированный — войлок

Эти же клеи без отвердителя могут быть использованы в случае, когда температура соединения не превышает 60° С. Клеи с отвердителями применяются там, где температура доходит до 80, а в отдельных случаях даже до 100° С, и в транспортных средствах в тропическом исполнении.

Для того чтобы получить прочное соединение, необходимо обезжирить поверхности соединяемых материалов. Клей обычно наносят кистью с коротким и твердым ворсом в два слоя на склеиваемые поверхности поглощающих материалов, таких, например, как войлок, а также металлов и одним слоем на поверхность резины, причем резины покрывают клеем одновременно с нанесением второго слоя клея на поверхность металла. Между нанесением первого и второго слоев клея должно пройти 15—20 мин. Смазанные клеем детали соединяют между собой через 20—25 миц после нанесения последнего слоя клея, когда испарится растворитель.

Детали следует соединять так, чтобы после соприкосновения склеиваемых поверхностей их не нужно было перемещать по отношению друг к другу. Для плотного прилегания поверхностей рекомендуется прикатать их при помощи ролика. Далее склеиваемые материалы выдерживаются при давлении 0,2—0,3 МПа в течение 2 ч. Клеевые соединения через минуту после их создания обладают прочностью, равной примерно 30% максимальной прочности, которая достигается по истечении 72 ч при температуре 16—25° С.