Коленчатый вал и маховик



Основные размеры шатунных и коренных шеек коленчатого вала и их галтелей


КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ


Коленчатый вал – пятиопорный, отлит из чугуна. Поверхности шеек вала закалены токами высокой частоты на глубину 2–3 мм. В заднем конце коленчатого вала выполнено гнездо под передний подшипник ведущего вала коробки передач, по наружному диаметру которого центрируется маховик.

Основные размеры коленчатого вала даны на рисунке.

Шатунные и коренные шейки коленчатого вала соединяются каналами, по которым подводится масло для смазки шатунных подшипников.

Технологические выходы каналов закрыты колпачковыми заглушками, которые запрессованы и для надежности зачеканены в трех точках.

Для продления срока службы коленчатого вала предусмотрена возможность перешлифовки шеек коленчатого вала при износе или повреждении их поверхностей. Шлифованием диаметры шеек уменьшаются на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.

ВКЛАДЫШИ КОРЕННЫХ И ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ

Верхние вкладыши 1-го, 2-го, 4-го и 5-го коренных подшипников имеют канавку на внутренней поверхности, а нижние без канавки (до 1987 г. нижние вкладыши этих подшипников устанавливались с канавкой). Вкладыши центрального (3-го) коренного подшипника отличаются от остальных большей шириной и отсутствием канавки на внутренней поверхности. Все вкладыши шатунных подшипников без канавок, одинаковые и взаимозаменяемые.

МАХОВИК

Маховик отливается из чугуна и снабжен стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером. Маховик устанавливается на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка около зубчатого венца) находилась против шатунной шейки 4-го цилиндра.

Метка служит для определения ВМТ в первом и четвертом цилиндре.

КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ШЕЙКИ КОЛЕНВАЛА

Допустимые биения основных поверхностей коленчатого вала


Диаметры шатунных шеек, мм

Номинальные
Уменьшенные
0,25
0,50
0,75
1,0
47,814
47,564
47,314
47,064
46,814
47,834
47,584
47,334
47,084
46,834

Диаметры коренных шеек, мм

Номинальные
Уменьшенные
0,25
0,50
0,75
1,0
50,775
50,525
50,275
50,025
49,775
50,795
50,545
50,295
50,045
49,795

Проверка

1. Установите коленчатый вал на две призмы и проверьте индикатором:
       – биение коренных шеек (максимально допустимое 0,03 мм);
       – биение посадочных поверхностей под звездочку и подшипник первичного вала коробки передач (максимально допустимое 0,04 мм);
       – смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек (максимально допустимое ±0,35 мм);
       – неперпендикулярность по отношению к оси коленчатого вала торцевой поверхности фланца. При проворачивании вала индикатор, установленный сбоку на расстоянии 34 мм от оси вала, не должен показывать биения более 0,025 мм.

2. На коренных, шатунных шейках и на щеках коленчатого вала трещины не допускаются. Если они обнаружены, замените вал.

3. На поверхностях коленчатого вала, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.

4. Измерьте диаметры коренных и шатунных шеек. Шейки следует шлифовать, если их износ больше 0,03 мм или овальность шеек больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.


Шлифование шеек

1. Коренные и шатунные шейки шлифуйте, уменьшая на 0,25 мм так, чтобы получить, в зависимости от степени износа, диаметры, соответствующие значениям (смотрите табл. Диаметры шатунных шеек, мм и табл. Диаметры коренных шеек, мм) и радиусы галтелей шеек, как указано (смотрите рисунок Основные размеры шатунных и коренных шеек коленчатого вала и их галтелей).

2. После шлифования и последующей доводки шеек хорошо промойте коленчатый вал для удаления остатков абразива. Каналы для смазки с удаленными заглушками несколько раз промойте бензином под давлением. На первой щеке коленчатого вала маркируйте величину уменьшения коренных и шатунных шеек (например А 0,25; Ш 0,50).

3. Овальность и конусность коренных и шатунных шеек после шлифования должны быть не более 0,007 мм.

ВКЛАДЫШИ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНВАЛА

Определение зазора по шкале


1 – шкала;
2 – калиброванная проволока

На вкладышах не производите никаких подгоночных операций. При задирах, рисках или отклонениях антифрикционного слоя замените вкладыши.

Проверка

1. Проверьте зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала:
      – расположите отрезок калиброванной пластмассовой проволоки на проверяемой шейке;
      – установите крышки с коренными вкладышами и затяните крепежные болты крышек моментом 80,4 Н·м (8,2 кгс·м).

2. Снимите крышки и по величине сплющивания проволоки по шкале упаковки определите величину зазора.

3. Зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами можно также определить расчетом, измерив диаметры коренных шеек, постелей под вкладыши и толщину вкладышей.

4. Номинальный расчетный зазор составляет 0,050–0,095 мм. Если он меньше предельного (0,15 мм), то можно снова использовать эти вкладыши. При зазоре большем предельного замените на этих шейках вкладыши новыми. Если шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то замените вкладыши ремонтными увеличенной толщины (смотрите табл. Диаметры шатунных шеек, мм).


Толщина вкладышей коренных подшипников, мм

Номинальные
Увеличенная (ремонтная)
0,25
0,50
0,75
1,0
1,824
1,949
2,074
2,199
2,324
1,831
1,956
2,081
2,206
2,331


Признаком правильности сборки и сопряжения шеек с вкладышами является свободное вращение коленчатого вала.

Цифры 0,25; 0,50 и т. д. указывают величину уменьшения диаметра шеек коленчатого вала после шлифования.

МАХОВИК


1 – поверхность крепления к фланцу коленчатого вала;
2 – поверхность крепления сцепления;
3 – опорная поверхность ведомого диска сцепления


Поверхности маховика, сопрягаемые с коленчатым валом и с ведомым диском сцепления, должны быть без царапин, задиров и быть совершенно плоскими.

Если на рабочей поверхности 3 маховика под ведомый диск сцепления имеются царапины, проточите эту поверхность, снимая слой металла толщиной не более 1 мм. Затем проточите поверхность 2, выдержав размер 0,5±0,1 мм и обеспечивая параллельность поверхностей 2 и 3 относительно поверхности 1. Допуск непараллельности составляет 0,1 мм.

Установите маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором на поверхность 1, проверьте биение плоскостей 3 и 2. В крайних точках индикатор не должен показывать биений, превышающих 0,1 мм.

ОСЕВОЙ ЗАЗОР КОЛЕНВАЛА

Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя упорными полукольцами, установленными по обе стороны заднего коренного подшипника.

С передней стороны подшипника устанавливается сталеалюминевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета). Полукольца изготавливаются нормальной толщины (2,310–2,360 мм) и увеличенной (2,437–2,487 мм).

Осевой зазор между упорными полукольцами и упорными поверхностями коленчатого вала проверяется так.

Проверка

1. Установите индикатор на магнитной подставке и вставьте концы двух отверток, как показано на рисунке.

2. Переместите вал отвертками и проверьте по индикатору осевой зазор, который должен быть в пределах 0,06–0,26 мм.


Если зазор превышает максимально допустимый 0,35 мм, замените упорные полукольца другими, увеличенными на 0,127 мм.

Внимание
Осевой зазор коленчатого вала можно проверять также на двигателе, установленном на автомобиле, с помощью приспособления 67.8701.9510. При этом осевое перемещение коленчатого вала создается нажатием и отпусканием педали сцепления, а величина осевого зазора определяется по перемещению переднего коленчатого вала.