Коленчатый вал и маховик
Основные размеры шатунных и коренных шеек коленчатого вала и их галтелей
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ
Коленчатый вал – пятиопорный, отлит из чугуна. Поверхности шеек вала закалены токами высокой частоты на глубину 2–3 мм. В заднем конце коленчатого вала выполнено гнездо под передний подшипник ведущего вала коробки передач, по наружному диаметру которого центрируется маховик.
Основные размеры коленчатого вала даны на рисунке.
Шатунные и коренные шейки коленчатого вала соединяются каналами, по которым подводится масло для смазки шатунных подшипников.
Технологические выходы каналов закрыты колпачковыми заглушками, которые запрессованы и для надежности зачеканены в трех точках.
Для продления срока службы коленчатого вала предусмотрена возможность перешлифовки шеек коленчатого вала при износе или повреждении их поверхностей. Шлифованием диаметры шеек уменьшаются на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.
ВКЛАДЫШИ КОРЕННЫХ И ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ
Верхние вкладыши 1-го, 2-го, 4-го и 5-го коренных подшипников имеют канавку
на внутренней поверхности, а нижние без канавки (до 1987 г. нижние вкладыши
этих подшипников устанавливались с канавкой). Вкладыши центрального (3-го) коренного
подшипника отличаются от остальных большей шириной и отсутствием канавки на
внутренней поверхности. Все вкладыши шатунных подшипников без канавок, одинаковые
и взаимозаменяемые.
МАХОВИК
Маховик отливается из чугуна и снабжен стальным зубчатым венцом для пуска двигателя
стартером. Маховик устанавливается на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная
лунка около зубчатого венца) находилась против шатунной шейки 4-го цилиндра.
Метка служит для определения ВМТ в первом и четвертом цилиндре.
КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ШЕЙКИ КОЛЕНВАЛА
Допустимые биения основных поверхностей коленчатого валаДиаметры шатунных шеек, мм
Номинальные
|
Уменьшенные
| |||
0,25
|
0,50
|
0,75
|
1,0
| |
47,814
|
47,564
|
47,314
|
47,064
|
46,814
|
47,834
|
47,584
|
47,334
|
47,084
|
46,834
|
Диаметры коренных шеек, мм
Номинальные
|
Уменьшенные
| |||
0,25
|
0,50
|
0,75
|
1,0
| |
50,775
|
50,525
|
50,275
|
50,025
|
49,775
|
50,795
|
50,545
|
50,295
|
50,045
|
49,795
|
Проверка
|
Шлифование шеек
|
ВКЛАДЫШИ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНВАЛА
Определение зазора по шкале
1 – шкала; 2 – калиброванная проволока |
На вкладышах не производите никаких подгоночных операций. При задирах, рисках или отклонениях антифрикционного слоя замените вкладыши.
Проверка
|
Толщина вкладышей коренных подшипников, мм
Номинальные
|
Увеличенная (ремонтная)
| |||
0,25
|
0,50
|
0,75
|
1,0
| |
1,824
|
1,949
|
2,074
|
2,199
|
2,324
|
1,831
|
1,956
|
2,081
|
2,206
|
2,331
|
Признаком правильности сборки и сопряжения шеек с вкладышами является свободное
вращение коленчатого вала.
Цифры 0,25; 0,50 и т. д. указывают величину уменьшения диаметра шеек коленчатого
вала после шлифования.
МАХОВИК
1 – поверхность крепления к фланцу коленчатого вала; 2 – поверхность крепления сцепления; 3 – опорная поверхность ведомого диска сцепления |
Поверхности маховика, сопрягаемые с коленчатым валом и с ведомым диском сцепления,
должны быть без царапин, задиров и быть совершенно плоскими.
Если на рабочей поверхности 3 маховика под ведомый диск сцепления имеются царапины,
проточите эту поверхность, снимая слой металла толщиной не более 1 мм. Затем проточите
поверхность 2, выдержав размер 0,5±0,1 мм и обеспечивая параллельность поверхностей
2 и 3 относительно поверхности 1. Допуск непараллельности составляет 0,1 мм.
Установите маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором
на поверхность 1, проверьте биение плоскостей 3 и 2. В крайних точках индикатор
не должен показывать биений, превышающих 0,1 мм.
ОСЕВОЙ ЗАЗОР КОЛЕНВАЛА
Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя упорными полукольцами, установленными по обе стороны заднего коренного подшипника.С передней стороны подшипника устанавливается сталеалюминевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета). Полукольца изготавливаются нормальной толщины (2,310–2,360 мм) и увеличенной (2,437–2,487 мм).
Осевой зазор между упорными полукольцами и упорными поверхностями коленчатого вала проверяется так.
Проверка
Если зазор превышает максимально допустимый 0,35 мм, замените упорные полукольца другими, увеличенными на 0,127 мм.
Внимание
Осевой зазор коленчатого
вала можно проверять также на двигателе, установленном на автомобиле, с помощью
приспособления 67.8701.9510. При этом осевое перемещение коленчатого вала создается
нажатием и отпусканием педали сцепления, а величина осевого зазора определяется
по перемещению переднего коленчатого вала.